Наша страница    VK500

В НИТУ «МИСиС» СОЗДАЛИ НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ЛИТЬЯ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННО-СТИ

Учёные из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» разработали безмодельную технологию изготовления деталей из титановых сплавов для российской авиационной промышленности.

Новая технология, которая будет использоваться в производстве двигателей для самолётов МС-21, более дешевая, экологически безопасная и позволяет получать более точные детали.

Специалисты Инжинирингового центра «Литейные технологии и материалы» НИТУ «МИСиС» отказались от классической технологии литья титановых сплавов по выплавляемым моделям и предложили безмодельную технологию.

Секрет новой технологии заключается в использовании графитовых заготовок сложной конфигурации, изготавливаемых фрезерованием на станках с числовым программным управлением. Графит почти не взаимодействует с титановым расплавом, поэтому отливки получаются тонкостенными, без загрязнённого альфированного слоя, который снижает пластичность титана. При классической технологии создаются отливки с более толстыми стенками – на изделии присутствует альфированный слой, который необходимо удалять.

Созданная технология позволит не только делать формы полностью из отечественного сырья (сейчас применяются керамические формы, компоненты для которых поставляются из-за рубежа), но и получать детали с большей размерной точностью, чем при традиционных методах литья по выплавляемым моделям. Ещё одним преимуществом безмодельной технологии является её дешевизна и экологическая безопасность, в сравнении с западными аналогами. 

− Главное достоинство нашей технологии заключается в том, что мы смогли сделать отливку, толщина стенок которой составляет 3 - 4 мм. В мировой практике подобная технология не известна. При изготовлении отливок по другим технологиям толщина стенки достигает 10 мм, и требуется проведение экологически вредной процедуры травления – удаления лишнего материала химической кислотой. Для данной процедуры выстраивается целая линия экологически вредного производства. Безмодельное литьё вообще не требует травления – отливку обдувают дробью, уменьшая толщину стенок. Кроме того, новая технология позволяет минимизировать затраты на механическую обработку изделия, – рассказал руководитель исследовательской группы, заведующий кафедрой «Литейные технологии и художественная обработка материалов» НИТУ «МИСиС», директор Инжинирингового центра «Литейные технологии и материалы» НИТУ «МИСиС» профессор Владимир Белов.

Такая технология идеально подходит для передовых российских проектов в авиационной промышленности, таких как ближне-среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. По новой технологии специалисты уже отлили деталь для двигателя ПД-14, который будет использоваться в новом самолёте. Деталь – литосварная конструкция внутреннего разделительного корпуса турбины – состоит из семи стоек, внутреннего корпуса и раскатного кольца.

Согласно планам, самолёт МС-21 сможет успешно конкурировать как с китайским COMAC C919, так и с Boeing-737 MAX и Airbus A320neo. Самолёт планируется поставлять в Малайзию, Египет и Азербайджан: компании из первых двух стран уже подписали соглашения о закупках, подписание соглашения с Азербайджаном состоится в феврале 2017 г.

Как отметил Алексей Ионов, заместитель завкафедрой «Технологии производства двигатели летательных аппаратов» МАИ, «совершенствование воздушно-реактивных двигателей всегда идёт по пути повышения тяговой отдачи с одного килограмма конструкции. Условия современной конкуренции таковы, что рынок завоёвывает тот, кто может добиться топливной эффективности выше, чем у конкурентов. Усложнение конструкций и технологий их создания требует новых технологических решений. Сейчас линейные технологии в авиадвигателестроении получают новое развитие и работа НИТУ «МИСИС» в области тонкостенного титанового литья, несомненно, актуальна и требует дальнейшего развития».

На создание технологии у разработчиков ушло три года. Сейчас специалисты продолжают её совершенствовать – ищут способ сделать графитовые формы многоразовыми. В настоящее время проведено опытно-промышленное опробование и ведутся работы по изготовлению нового комплекта отливок для штатного внедрения технологии в производство.

Пресс-служба НИТУ «МИСиС».

 

О журнале

«Станочный парк» журнал, ориентированный на помощь руководителям предприятий в решении проблем покупки, продажи, ремонта и модернизации станков и металлообрабатывающего оборудования.

Наши партнеры

Мы в соцсетях

©2006-2018 Ежемесячный специализированный журнал «Станочный парк». Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-56307 от 02.12.2013. Все права защищены.

Search